Секреты качественной фотографии

Для того, чтобы делать качественные снимки, следует помнить об одном моменте. Творческая фотография является результатом взаимодействия нескольких зависимых «компонентов». К ним относятся искусство, технологичность, опыт, терпеливость и индивидуальность. Хорошо, когда можно все объяснить простым набором правил, которые легко понять. Особенно, когда есть возможность получить указание/рекомендацию, какие значения выдержки/диафрагмы/исо следует применить в той или иной ситуации. А так же, как скомпоновать кадр для достижения лучшего результата.

Знание некоторых правил, и следование им, позволяет продвигаться вперед достигая хороших результатов. Некоторые из правил работают лишь в самом начале пути, а какие то будут важны на протяжении всего времени фотографирования.

Качеством хорошего фотографа является то, что он начинает понимать когда эти правила не сработают, и их следует проигнорировать. Этим знаниям нельзя научить, они приходят лишь с практикой. Так накапливается опыт, и формируется индивидуальный облик фотографа, его фотографический стиль.

Мне понравилось сравнение фотографирования с вождением автомобиля. Обучаясь, можно в совершенстве знать правила дорожного движения, и развить хороший навык обращения с рулем. Понимание и владение некоторыми его особенностями приходят после небольшой практики. Однако, даже освоив эти основы, следует изучить и узнать свой автомобиль, познакомиться с ним ближе. Ведь каждый автомобиль отличен от других. Научившись классическому вождение, следует узнать и освоить особенности вождения ночного, по пескам, по бездорожью, а так же вождение в дождливую/снежную погоду.

Из правил фотографии особо значимыми считаются следующие:

Правило первое: Фотографировать следует рано утром или поздним вечером.
Это наипервейшее правило в фотографии, применяемое в пейзажной фотосъемке, съемке на открытом воздухе. Освещение в это время суток позволяет избежать резких теней и переэкспонированных светлых участков, а так же отличается мягкой освещенностью объектов.
На практике данное правило можно нарушить по меньшей мере двумя способами.
В первом случае это относится к черно-белой фотографии, поскольку для нее как раз требуются глубокие контрастные тени. Поэтому, для получения наилучшего черно-белого снимка, следует фотографировать ближе к полудню.
Во втором случае можно упомянуть фотосъемку в лесу, для съемки в котором подходит середина дня. Особенно предпочтительна фотосъемка в пасмурную погоду, способствующую равномерному освещению всего леса.

Правило второе: Правило третей.
Мало кто не слышал об этом правиле, даже среди начинающих фотографов. Правило третей является прекрасным первичным руководством. Не случайно некоторые производители фотоаппаратов встраивают в меню фотокамеры сетку, делящую экран на трети по вертикали и горизонтали. Особенность этого правила заключается в тонкостях визуальной компоновки кадра. Наилучшими местами расположения в кадре длинных или высоких предметов являются разделительные линии, а точки их пересечений- наиболее эффектными местами расположения мелких объектов.

Следуя правилу третей можно получить сбалансированные и гармоничные снимки. Подсознательно такой снимок вызывает чувство визуального порядка и ощущение «правильности» композиции. Однако окружающий мир не всегда так гармоничен, и организовать композицию по правилу третей не всегда представляется возможным. В таких случаях его следует проигнорировать и придать бОльшее значение хаотичности, встряске нормального баланса композиции.

Правило третье: Экспонометр всегда прав.
В большинстве случаев экспонометр не ошибается, но бывают ситуации когда слушать его не стОит. Ошибиться он может при экспозамере объектов с большой разницей в уровнях освещенности, между основным объектом и его окружением. При фотографировании людей, животных и т.д. при ярком солнечном контровом свете- объект может получиться темным. Если в подобной ситуации снимать в автоматическом режиме, то фон получится пересвеченным, а сам объект- недоэкспонированным. В таком случае лучше перевести камеру в ручной режим и настроить диафрагму/выдержку в соответствии с экспозамером увеличив выдержку/открыв диафрагму- на один-два стопа, либо выстроив экспозицию по открытому участку неба (не против солнца). Это высветлит объект съемки и позволит достаточно проработать его детали.

Правила эти определены не просто так. Мастерство будет расти если помнить о них, применять на практике. Приняв их, можно начать экспериментировать, находить оригинальные и нестандартные подходы.

Знание и следование правилам позволит достигать хороших результатов в фотосъемке. Однако умение видеть, когда ими можно/нужно пренебречь- позволит стать только лучше и приблизиться к профессионалам секреты качественной фотографии применение.