Преимущества съемки в RAW/NEF формате

Можно найти много статей в интернете, подробно описывающих форматы, в которых способен снимать зеркальный фотоаппарат. Одно их объединяет, если вы серьезно относитесь к процессу фотосъемки и полученному результату, RAW/NEF формат необходим. Доводы о пользе и вреде съемки в RAWe можно услышать самые разные. Чтобы понять и прийти к мысли, нужен ли он в фотосъемке, рассмотрим его особенности и выясним, что теряем отказываясь от его использования.

Для начала следует определить, что представляют из себя данные форматы.

JPEG является методом сжатия данных полноцветных многоградационных изображений с глубиной 6-24 бит/пиксел, причем с достаточно высокой скоростью и эффективностью. Сегодня это схема сжатий изображений, позволяющая достичь очень высоких коэффициентов сжатия за счет определенной потери информации, т.е. алгоритм так изменяет данные, что получаемое после восстановления изображение будет отличаться от исходного (сжимаемого). Однако фотография в этом формате сразу «готова» к печати и просмотру без ограничений и условий, имеет малый вес.

RAW/NEF представляет собой внутренний формат камеры, что-то вроде негатива, «сырца», в котором данные получены напрямую с матрицы и без каких-либо внесенных изменений самой камерой (яркость, цветность, контрастность). Это «полуфабрикат» не предназначенный для просмотра, поэтому обработка его происходит в специальных программах, как правило идущих в комплекте с камерой, либо скачанных с интернета (как бесплатных, так и платных), либо процессором самой камеры.

По неволе возникает вопрос, если JPEG сразу после съемки готов к использованию, тогда какой смысл заморачиваться с RAW/NEF-ом?

Фотографирование в формате RAW/NEF можно уподобить выключению в фотокамере автоматического режима и проведении съемки в ручном. Если есть мало-мальское понимание того, как различные настройки камеры влияют на конечный результат, можно понять,- обработка снимков процессором камеры может стать ограничением в достижении творческих задумок.

В зависимости от типа камеры RAW/NEF снимок содержит 12, 14-битные данные. В случае съемки в JPEG формате- камера изначальный RAW/NEF (его камера делает всегда, даже если фото пишутся в JPEG) обрабатывается процессором согласно установленным настройкам и сжимает фото до 8-битного снимка. В битах кроется все объяснения различий форматов и их особенности. 12-битное изображение содержит 2^12=4096 цветовых тонов в каждом цветовом канале (их три- красный, зеленый, синий), их суммарное количество составляет 4096^3=69 млрд. на пиксель.

При загрузки JPEG изображения в редактор видно, что он обладает лишь 256 возможными тонами для корректировки каждого цвета. Это приводит к факту деградации изображения при его обработке (изменении контрастности, яркости). При обработке изображения в RAW/NEF формате дается значительно большее количество возможных тонов и позволяет произвести более существенные изменения без влияния на качество конечного изображения. При съемке в RAW/NEF формате мы имеем полный контроль над полученным изображением и сами определяем в каком месте следует применить обработку.

Особенности RAW/NEF формата:

  • Снимок сохраняется без каких либо потерь в качестве, и становится более «податливым» при дальнейшей обработке. Предоставляется возможность восстановить большинство тональных данных в пере/недо-экспонированном снимке.
  • Снимок сохраняет больше градаций полутонов и имеет большую разрядность. Более того, один снимок в RAW/NEF формате содержит достаточно информации для создания HDR-изображения из одного файла!
  • Снимок в RAW/NEF сохраняется до цветокоррекции, шумоподавления и увеличения резкости. Это делает необязательным выставление баланса белого в фотокамере перед съемкой, ведь во время последующей обработки баланс может быть определен путем точной цветовой температуры по шкале Кельвина. Качество итогового изображения не будет ограничено и определено количеством предустановок камеры перед спуском затвора.
  • Снимок сохраняется на карту памяти до цветоотделения, отсутствует интерполяция значения каждого и соседних пикселей (использование уже имеющихся данных для того, чтобы получить ожидаемые значения в неизвестных точках).
  • Редактирование RAW/NEF изображений будет неразрушающим! Все изменения, сделанные в RAW/NEF хранятся в связанном с ним мета-файле оставляя сам файл нетронутым в отличии от JPEG, где любые изменения необратимы.

Неприятной стороной использования RAW/NEF формата является то, как быстро он заполняет буфер камеры и заставляет камеру «задуматься» ограничив тем самым скорость съемки. Конечно съемка в RAW/NEF формате не панацея от возможных ошибок и переоценивать его возможностей не стоит. Разумнее научиться избегать ошибок до того как вы нажмете на кнопку спуска, нежели полагать, что фотошоп все выправит. Отчасти многое можно исправить в фотошопе, но не композицию.

Современные цифро-зеркалки позволяют сохранять снимки на карту одновременно в двух форматах- JPEG и RAW/NEF. Более того, некоторые фотокамеры, обладающие двумя слотами под карту памяти, могут сохранять снимки в JPEG формате на одну карту, а RAW/NEF на другую. Если Ваша фотокамера позволяет записывать снимки одновременно в двух форматах,- обязательно включите эту опцию.

В моей фотокамере всего один слот под карту, но даже снимая с картой 16 гб- я имею возможность сделать более 500 снимков- этого вполне достаточно для проведения полной хорошей фотосессии. К тому же, всегда должна быть в запасе вторая карточка. Это обязательная рекомендация для фотографа, на случай если карта памяти выйдет из строя (рано или поздно это происходит), и нужно быть к этому готовым.